♠|D.Gray-man: New war|♣

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ♠|D.Gray-man: New war|♣ » Информация » Функционально-смысловые типы речи в словесной ролевой игре


Функционально-смысловые типы речи в словесной ролевой игре

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Итак, многие из вас помнят, что в русском языке существует три функционально-смысловых типа речи - повествование, описание и рассуждение. Я не стану грузить вас академическими определениями - тот, кому это будет надо, сам наведет справки - но разобраться, что это такое, нам всё-таки стоит. Думаю, никому не нужно пояснять, что тип - это разновидность речи, в нашем случае монологической. А слово "функционально-смысловой" наводит на мысль о том, что каждая из этих разновидностей выполняет определенную функцию, решает свою задачу, которая зависит от смысла, то есть, содержания текста. На этом мы с вами остановимся подробнее.

Описание - тип речи, который используется для описания предметов, явлений и пространства, психологического состояния человека. С этим типом речи игрок сталкивается, как только приходит на ролевую, заполняя графы "внешность" и "характер персонажа" в анкете ;) В учебной литературе выделяют две разновидности этого типа речи: статическое описание, прерывающее развитие действия (аналог из другой области - стоп-кадр в аниме) и динамическое описание, небольшое по объему, включенное в действие. Первое рационально использовать, вводя персонажа в игру (в анкете или в первом посте), описывая новую обстановку или местность. Но злоупотреблять им не стоит - огромные статичные словесные панорамы перегружают текст. Второе можно включать в посты часто и ненавязчиво - это только пойдет на пользу.
Для того, чтобы описать предмет, необходимо назвать его признаки. В моей практике ролевой игры встречались описания людей, включавшие в себя малейшие анатомические подробности, описания предметов вплоть до составляющих, которые попросту перегружали воображение, мешая вникнуть в суть поста, затрудняя восприятие. А были и другие - буквально в несколько штрихов и ярких психологических или символических деталей, дававшие четкое представление о предмете речи, создающие атмосферу или передающие душевное состояние героя.

А теперь несколько примеров из постов наших игроков для наглядности:

Статические описания:
Пример №1. Описание внешности героя.

Kanda Yu написал(а):

4. Внешность:
В одном интервью Хошино Кацура честно признавалась, что ей было очень трудно нарисовать красивого персонажа. Канда действительно привлекателен внешностью: острый подбородок, высокие скулы и точёные черты лица. Прямой, правильный и даже немного острый нос, который часто морщится при виде Аллена. Тонкие губы (Канда часто поджимает их, раздражаясь, но никакая гримаса не портит лицо Юу). Острые чёрные брови вразлёт, почти всегда сведённые, хмурящиеся. Раскосые глаза очерчены длинными пушистыми ресницами, радужка глаз тёмно-синего цвета и иногда они кажутся почти чёрными. У юноши длинные шелковистые чёрные волосы, всегда собранные в высокий хвост лентой или шнуром, лоб полностью закрыт прямой чёлкой, по вискам выпущены длинные пряди. Лицо Юу редко изображает какие-либо эмоции, что является одной из причин подшучиваний со стороны Лави и Аллена, но тем не менее это делает его ещё более привлекательным. Внешность Юу так же не обходится без внимания у девушек: в арке про вора Джи Эмилия, которая после миссии экзорцистов стала работать в Ордене, поймала себя на мысли, что этот незнакомый человек очень красив и что она очень хотела с ним познакомиться. Канда – азиат, но он довольно высокий, хоть и ниже Лави. В первом профайле его рост значился как 177 см, во втором – 179 см. Так же в профайлах меняется информация о его весе, с 59 кг он поправился до 61 кг. Как у всех экзорцистов у Канды подтянутая, спортивная фигура.На его груди, слева, имеется татуировка, выдающая его происхождение, искусственного апостола. Татуировка на его груди – знак Ом, она трактуется как перерождение (проект «Вторые Экзорцисты» – это перенос сознания умерших экзорцистов в новые искусственные тела, то есть, фактически, перерождение). В экзорцистской форме Канды всегда фигурирует покрой плаща, что очень подходит к его длинным волосам и острому лицу. Длинный плащ напоминает нижнюю часть национальной японской одежды – хакаму, что ещё больше делает похожим Юу на самурая.

Пример №2. Описание характера персонажа:

Pitt Wolf написал(а):

4. Характер
Темпераментный, колеблется в поисках баланса, верного момента, нужного слова в пути. У него превосходное чувство времени. Всегда подчеркивает роль знания, любит накапливать факты, ценит информацию любого рода, утаивание информации считает преступлением. Как воздух, хочет циркулировать свободно, ненавидит темноту, нуждается в людях вокруг себя, и знает, как завоевать их внимание: шармом, лаской, лестью, спонтанным гостеприимством, щедростью, великодушием, охотно оказываемыми услугами, пониманием точки зрения других людей. В ответ на свои старания ожидает похвалы, привязанности, поощрения, восхищения, одобрения. Чувствует себя обманутыми, если не получает этого. При выборе между соблазнами и искушениями его воля колеблется. Это иногда приводит к компромиссам, к некоторой трудности, в итоге - к комплексу вины.  Он не хочет быть посредственностью. Его история - множество точек зрения.  Иногда показывает себя, как сноб. Ухаживает за своей внешностью.

Пример№ 3. Описание психологического состояния героя:

Niam написал(а):

Было больно. Больно просто быть на этой планете, жить, существовать... И сейчас, казалось, эмоции раздирали её изнутри, словно голодные пираньи они хватались за трепещущую плоть, рвали на части сердце, наполняли лёгкие кровью... Ничего подобного, конечно, не происходило, но было ощущение, словно какой-то демон рвётся на воздух. Демон, животное, выращенное ей самой, которое веками кормили страхом, отчаянием и тьмой молодой души. И зубы, сжавшиеся так сильно, что, казалось, сейчас раскрошатся под таким натиском, совершенно не спасали от сложившейся ситуации. Плотно закрытые глаза не давали увидеть сквозь себя, однако в этом уже не было необходимости. Только слепой не понял бы сейчас ничего. Однако, что самое интересное, слёз не было. Ресницы как были сухими, такими и остались. Наверное, ненависть может сжечь отчаяние. Или же то самое отчаяние уступило своей собственной дочери место. Тяжело бороться с тем, с кем всегда был рядом, и кого так долго и старательно выращивал.

Динамические описания:
Пример № 4. Внешность:

Malcom C. Ruvelie написал(а):

Затем он одарил взглядом, не менее, надо сказать, выразительным, и Комуи, и только тогда посмотрел на женщину. Чёрные, что вороново крыло, длинные волосы, бледная кожа, довольно приятные черты лица... но не это было примечательно. И даже не брови вразлет - фамильная черта и, если можно так выразиться, визитная карточка всех Рувелье. Малкольм готов был поклясться, что уже видел эту женщину раньше, вот только где? Он силился вспомнить, но никак не мог. Наконец, в памяти возник старый написанный маслом семейный портрет. На нём были изображены многие из семейства Рувелье: прадед и дед с жёнами, двоюродные дедушки... и среди них в кресле сидела черноволосая худая девушка. О ней Малкольм был наслышан от отца. Гордость их семейства, святая, канонизированная ещё при жизни...

Пример №6 Пространство+внутреннее состояние героя:

Фруа Тьедолл написал(а):

А места и правда были знатные. Именно поэтому Фруа добрался до столовой в три раза медленнее, чем все остальные желающие подкрепиться, потому что он то и дело останавливался и делал наброски. Это убежище, спрятанное в недрах гор, похожее на царство короля гномов, эти люди – каждый занятый свои делом – всё это было таким живым, настоящим и гармоничным, несмотря на ту тяжелую атмосферу военного положения, нависшую над подразделением. От ощущения хрупкости и непрочности всего этого, будто бы затишья перед бурей, у генерала запершило горло и защекотало в носу, поэтому первое, что он заказал в столовой, был чёрный чай с мёдом

Продолжение следует.

+4

2

Продолжение не заставило себя долго ждать )))

А теперь давайте представим, что линия вашего героя целиком и полностью будет состоять из описаний. На что она будет похожа? На диафильм - красивые, живописные слайды, которые очень быстро надоедят и вам, и вашим соигрокам, потому что им будет не хватать динамики. Для того, чтобы превратить статичные словесные картинки в захватывающий дух экшн, мы используем повествование. Если с помощью описания мы можем выразить состояние предмета речи в определенный момент времени, то повествование помогает нам передать последовательность, порядок протекания действий и событий, смену состояний предмета. Именно повествование преобладает в речи автора в художественных произведениях и постах на ролевых, а также в таком пункте анкеты, как биография персонажа. Особую роль этот тип речи играет в боевках.
Основа повествования - глаголы. Они отражают время, в котором происходят или происходили события, они могут выражать различные смысловые оттенки (сказал, изрёк, произнёс, брякнул, и т.п.), поэтому при написании поста следует обратить внимание на правила употребления глаголов.
Рассказывать о событиях можно как от первого, так и от третьего лица. В первом случае повествование будет включено в речь героя, во втором - в речь автора. Выбор между этими вариантами зависит от игровой ситуации и/или цели игрока. При этом не стоит забывать, что речь автора должна отражать объективное положение вещей, а речь персонажа - субъективное восприятие героем игровой реальности. Поэтому можно и даже нужно использовать слова, которые отражали бы отношение героя к тем событиям, о которых он говорит.

Пример №1. Повествование в речи автора. Игрок рассказывает о событиях, предшествовавших текущей игровой ситуации, включая в авторскую речь мысли героя.

Бак Чан написал(а):

По возвращении в кабинет Бак  уселся обратно за стол, подпер голову рукой и задумался. Дверь кабинета закрыть на ключ он то ли не удосужился, то ли просто забыл. "Скорей бы уже закончился этот сумасшедший день" Денёк у Бака выдался и впрямь сумасшедший. Сначала приехал научный работник из Североамериканского подразделения с просьбой выдать ему отчеты по проекту "Второй экзорцист". Позже выяснилось, что за оными документами его отправила Рэни Эпштейн, которая не смогла приехать самостоятельно из-за важных дел в Главном Управлении. Но даже если и так, гарантий, что этот казачок не засланный, никто не давал. Чан прекрасно запомнил случай с проникновением Ноя под видом одного из смотрителей в Главное Управление, поэтому решил сначала всё проверить. А пока Вонг проверял подлинность документов Пека и звонил в Североамериканское подразделение, узнать, действительно ли оного работника отправили в Азию, Легори любил мозги Баку. Какой только лапши он не вешал на уши несчастному смотрителю, разве что, на коленях не просил отдать ему эти отчеты. Под конец Бак не выдержал и сдался. Всучив Пеку стопку документов, он отправил того на все четыре стороны. "И зачем они понадобились Рэни? Не думаю, что она собирается возобновить создание "Вторых"..." - тут Чана осенила страшная догадка. Не так давно на собрании Рувелье обмолвился об исследованиях фабрики акум, которые должны были  каким-то образом помочь Ордену. Но этот вопрос был подозрительно быстро закрыт. И тут Рэни зачем-то понадобились эти отчеты девятилетней давности. И для чего-то она поехала в Главное Управление... "Уж не для того ли, чтобы заручиться поддержкой Комуи? Неужели Рувелье всё-таки заставил её?!"

Пример №2. Повествование в речи персонажа.

Renie Epstein написал(а):

- В главке не были готовы к нападению, экзорцисты оказались не в состоянии дать отпор врагу, поэтому Комуи отдал приказ к эвакуации, чтобы спасти людей. А подразделение было уничтожено для того, чтобы избежать утечки информации и погрести под руинами оставшихся там Ноев и акум, - Рэни не посчитала нужным вдаваться в подробности. – Комуи оставил нас с Токусой в лазарете, а сам забрал Хранительницу Куба  (Чистая Сила превратила её в человека, чтобы спасти) и пошёл промывать мозги Баку, так что о его проблемах я знаю немногим больше тебя.

Каждый игрок словесок должен научиться чувствовать последовательность событий, чтобы посты получались цельными. Особое внимание следует уделить диалогам героев. И в то же время сухое перечисление событий и обмен репликами, будет иметь мало общего с художественным текстом. Именно поэтому нельзя забывать и о грамотно вставленных в повествование описаниях, и о рассуждениях, о которых мы поговорим в следующий раз )

Продолжение следует )

+4


Вы здесь » ♠|D.Gray-man: New war|♣ » Информация » Функционально-смысловые типы речи в словесной ролевой игре